Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
 
Администрация Бессергеневского сельского поселения Октябрьского района
 
На главную
 
 
346497, Ростовская область, Октябрьский район, ст. Бессергеневская, ул. Советская, д. 38
 
Тел: (86360) 3-71-16
 
 

Охрана труда

 28 апреля - Всемирный день охраны труда

 

В целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах, привлечения внимания к проблемам в области охраны труда, Международная организация труда (МОТ) ежегодно, 28 апреля отмечает Всемирный день охраны. В 2022 году девиз Всемирного дня охраны труда: «Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда».

Позитивная культура охраны труда строится на вовлеченности, означающей активное участие всех сторон в постоянном укреплении охраны труда. Необходимое для этого условие – открытый обмен информацией и диалог, построенный на доверии и взаимном уважении.

Администрация Октябрьского района предлагает поддержать инициативу МОТ, разместить в организациях информационные материалы, провести семинары, совещания и другие мероприятия с учетом санитарно-эпидемиологических норм, направленные на пропаганду современных методов обеспечения безопасности труда, создание здоровых условий труда для работников, повышение культуры производства и качества жизни, ответственное отношению к собственному здоровью.

 

Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года

 
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года
zagandesign / Depositphotos.com

Обеспечение работникам безопасных условий труда является, наряду со своевременной выплатой заработной платы, одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно корректируется. Так, например, с 1 апреля действуют новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и новый порядок проведения таких медосмотров (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420нПриказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н). С 1 сентября применяется новый профстандарт "Специалист в области охраны труда" (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н). Летом текущего года были утверждены новая форма и порядок подачи декларации соответствия труда государственным нормативным требованиям охраны труда – такие декларации, напомним, подаются работодателями в территориальные инспекции труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а также рабочих мест, условия труда на которых по результатам измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными иди допустимыми. Применяться новые форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра таких деклараций начнут с 1 марта следующего года (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н).

С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией "Гарант", заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.

 

Обязанности работодателей и работников

Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях. С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз. 6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).

Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст. 221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).


Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда. "Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают. Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки. Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ", – пояснил Иван Шкловец.

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец. В связи с этим руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.

Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.

Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н). Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда. Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.

Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.

 

Производственный травматизм и профессиональные заболевания

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.

 

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:

  • порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
  • при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

 

***

Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.

Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.

 

Если с дистанционным работником произошел несчастный случай

 
Если с дистанционным работником произошел несчастный случай

Роструд подготовил письмо, где разъяснил необходимость расследования несчастных случаев, которые произошли с работниками, выведенными на дистанционный формат труда и получившими травмы дома при выполнении производственных обязанностей.

Как считают в ведомстве, на дистанционных сотрудников распространяются нормы трудового законодательства с учетом особенностей, которые регламентированы главой 49.1 ТК РФ.

Деятельность удаленных сотрудников регулируется ст. 317.7 ТК РФ. В соответствии с ее положениями работодатель обязан для обеспечения безопасных условий труда таких работников в период выполнения ими производственных обязанностей выполнить требования, указанные в абзацах 17, 20 и 21 ч.2 ст. 212 ТК РФ. Одновременно он должен ознакомить дистанционных сотрудников с требованиями ОТ при работе с оборудованием и средствами, которые рекомендованы либо выданы работодателем.

При этом в соответствии со ст. 3 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» несчастный случай квалифицируется как увечье, травма, полученная при выполнении обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и во время следования к месту выполнения производственной деятельности, а также вне пределов рабочего места, то есть в том числе и у себя дома.

Согласно абзацу 17 ч.2 ст. 212 ТК РФ работодатель должен провести расследование и учет несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в установленном законодательством порядке. При этом в Роструде подчеркнули, что Трудовой кодекс не устанавливает особого порядка признания факта травмирования на производстве для дистанционных сотрудников.

Письмо Роструда не относится к категории нормативных актов.  

 
Прикрепленные файлы:

 

В России начался мониторинг условий и охраны труда

 
В России начался мониторинг условий и охраны труда
12 апреля 2022 | Передовой опыт

Минтруд РФ подготовил новое положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда. Документ заменяет прежнее положение, утвержденное приказом Минтруда от 29 декабря 2014 года №1197.

Проведение мониторинга связано с реализацией Концепции демографической политики РФ и утвержденного распоряжением Правительства от 26 апреля 2019 года №833-р Комплекса мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, мотивации граждан к ведению здорового образа жизни.

Целью мониторинга выступает комплексная оценка ситуации в сфере охраны труда в РФ и подготовка рекомендаций по ее улучшению.

Участие в мониторинге помимо Минтруда принимают ряд федеральных ведомств - Фонд социального страхования РФ, Роструд, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда РФ;ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда РФ, а также иные органы в рамках их компетенции.

Особая роль в мониторинге отведена органам исполнительной власти субъектов РФ, в частности им РЕКОМЕНДОВАНО проводить мониторинг условий и охраны труда на региональном уровне и предоставлять полученные сведения в Минтруд РФ. Для этих целей Положением о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда установлены точные сроки ежегодного предоставления такой информации.

Так региональная власть субъектов должна собрать и направить в Минтруд России следующие данные:

 

  • о состоянии экономики субъекта РA и проблемах в области охраны труда;
  • о региональном законодательстве по охране труда;
  • о результатах проведения государственной экспертизы условий труда;
  • о профессиональной подготовке специалистов в области охраны труда в высших учебных заведениях по направлению "Техносферная безопасность" и "Пожарная безопасность";
  • об обучении работников по охране труда в обучающих организациях;
  • о внедрении передового опыта в области охраны труда;
  • о мероприятиях по повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства;
  • о передовом опыте в государственном управлении охраной труда на региональном уровне;
  • о социальном партнерстве в рамках улучшения условий и охраны труда;
  • о реализации работодателями мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах;
  • об информационном обеспечении охраны труда (использование интернет-ресурсов, издании региональных докладов, информационных бюллетеней о состоянии условий и охраны труда);
  • о развитии международного сотрудничества в сфере охраны труда;
  • о создании работодателями на производствах медицинских подразделений для наблюдения за состоянием здоровья работников.
  • о государственных программах субъекта РФ по улучшению условий и охраны труда.

 

Естественно, чтобы собрать часть этих данных, региональная власть также будет вынуждена обращаться в иные организации с подобной формулировкой «Рекомендуем предоставить информацию в срок до..»

Для Роструда, ФСС РФ и Пенсионного фонда предусмотрен точный перечень форм отчетности, сведения из которых необходимо в установленный срок предоставить в Минтруд РФ.

В процессе мониторинга Минтруд обеспечивает общую методическую поддержку, сбор, обработку, анализ и тиражирование сведений об условиях и охране труда. Ведомство станет готовить предложения по выполнению мероприятий, которые направлены на оптимизацию условий ОТ, уменьшение количества летальных исходов и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное обнаружение профзаболеваний, поддержание профессионального здоровья сотрудников в рамках социального партнерства.

Мониторинг позволит объективно прогнозировать развитие ключевых процессов в области охраны труда и информировать федеральные, региональные органы исполнительной власти, муниципальные органы власти, профсоюзы, объединения работодателей об актуальном состоянии системы охраны труда. По итогам процедуры будет готовиться ежегодный доклад Минтруда РФ. И это непременный плюс, так как выпуска публичных докладов по охране труда от Министерства мы не видим уже на протяжении длительного периода.

Результаты мониторинга будут публиковаться на официальном сайте Минтруда РФ. 👍

Нам же интересно, сможет ли Минтруд самостоятельно провести обработку полученных данных или для этого как обычно непременно потребуются многомиллионные затраты на проведение очередной научно-исследовательской работы, результаты которой лягут в обоснование новых  дорогостоящих проектов, связанных с общественным просвещением или разработками в IT сфере, например развитие новых или уже существующих информационных систем, разработкой единых электронных тестирующих программ и т.д и т.п. Обо всем этом конечно же мы будем непременно рассказывать на страницах нашего портала.